Австралийцы посетили СПК им. Деньщикова! Что же они искали в Гродненском районе?

Австралийцы посетили СПК им. Деньщикова! Что же они искали в Гродненском районе?

84-летний Дэвид Эфрон со своей семьей преодолел почти 15 тысяч километров до родины своих предков, чтобы пообщаться с местными жителями и взять горсточку белорусской земли, сообщает газета "Перспектива"
 
 
Неизвестная Индура 
 
В Индурской школе искренне удивились, когда с ними по интернету связались из заокеанской Австралии. В ходе переписки, которую они вели с учителем истории, стало известно, что иностранцы ищут свои еврейские корни и их самостоятельные попытки узнать больше о своей родословной привели в Индуру. Несмотря на огромное расстояние, на семейном совете решили лететь в Беларусь: лайнером из Австралии добрались до столицы ОАЭ Абу-Даби за 15 часов. Потом оттуда до Минска еще 5 часов в воздухе. Из белорусской столицы направились в Гродно, быстро перекусили в одном из кафе и прямиком в Индуру. Все экскурсии по областному центру отложили на потом. Не терпелось ступить на землю, по которой ходили предки. С Дэвидом приехали его дочь, внучка и внук. Дочь, к слову, директор туристической фирмы, помогала отцу «навести мосты» с Беларусью. 
 
 
На индурской земле гостей встречали председатель местного сельисполкома Темирбулат Черивханов, руководитель историко-краеведческого музея «Память» СПК им. Деньщикова Елена Козырева, учителя Наталия Гончаревич и Татьяна Бартенева. Все они знают историю местечка и могут не просто показать знаковые места, но и многое рассказать. Общались через переводчика, который сопровождал австралийцев.
 
Дэвид поведал, что его семья перебралась в Австралию из Белостока, но когда «копнул» глубже в архивных записях, всплыли сведения об Индуре. 
 
– В семейных архивах я обнаружил, что дед жил в этом местечке, упоминалась улица Волковысская, потом он переехал в Белосток. Там родился мой отец и его братья и сестры. Потом все разъехались в разные уголки мира. Кто – в Америку, кто – в Австрию, мой отец оказался в Австралии. Там я родился, – рассказывает Дэвид. – С Белостоком всё было понятно, а вот с Индурой мы долго гадали. Думали, что за страна такая. И я начал выяснять. Появилось огромное желание побывать на родине предков. 
 
 
Не на слуху
 
– Как перенесли столь длительный перелет? – интересуюсь.
 
– Спасибо, отлично, – улыбается собеседник. – Меня никогда не пугали расстояния. И даже в свои 84 я чувствую себя великолепно после такой дороги и настроен на дальнейшее путешествие по Беларуси. Семья меня поддержала в желании пройтись по улицам, которыми ходили наши предки. И вот мы, представители трех поколений, тут.
 
В Беларуси заокеанские гости ни разу не были, поэтому им было интересно всё: культура, кухня, исторические достопримечательности. В первую очередь, конечно, они интересовались историей Индуры, всем, что связано с жизнью евреев. Они нашли сведения, что в начале XX века это было местечко, где еврейское население составляло основную часть жителей. Встречающие ввели в курс дела: в 1897 году в Индуре насчитывалось 314 дворов, костел, церковь, синагога, четыре еврейских молитвенных дома, приходская школа, почта, фельдшерский пункт, пивоварня. По итогам Всероссийской переписи, на тот год проживало около 2,7 тысячи жителей, из которых почти 2,2 тысячи евреев. На начало 1940 года население Индуры достигло 3 024 человек. Дэвид сразу спросил, сколько сейчас проживает жителей в местечке и есть ли среди них евреи. Сельчане пояснили: в настоящее время нет ни одного еврея, а число жителей не превышает 1,5 тысячи человек.
 
– На слуху ли у местных еврейская фамилия Эфрон? – поинтересовалась Ники, дочь Дэвида.
 
Старожилы помнят некоторые еврейские фамилии, но именно такой не слышали. 
 
 
По знаковым местам
 
Для гостей организовали экскурсию по знаковым местам. Первым делом показали здание синагоги, завели в старейшую в Беларуси еврейскую баню (или микву), которая действует до сих пор. Правда, теперь она выглядит по-современному: объект отремонтировали, благоустроили. Данный комплекс – синагога и рядом стоящий водный резервуар для очищения (миква) – в свое время формировал облик самого поселка. 
 
Далее прошлись по тем местам, где когда-то размещалась рыночная площадь. Конечно, побывали на древнем еврейском кладбище. На надгробиях внуки Дэвида пытались отыскать фамилию Эфрон, но не нашли. Зато обратили внимание, что за кладбищем ухаживают. Узнав, что немало усилий для этого прикладывает местная власть, Ники выразила благодарность:
 
– Несмотря на то, что евреев у вас нет, кладбище в ухоженном состоянии. Спасибо за то, что заботитесь и пытаетесь сохранить память. Нам очень приятно.
 
 
Австралийцы также побеседовали с настоятелем костела Святой Троицы, посетили памятный знак сожженным евреям, братскую могилу воинов, погибших в боях за освобождение Индуры. И попросили помочь им отыскать улицу Волковысскую, которая упоминается в их семейных архивах. Но в настоящее время таковой в агрогородке нет. Местные предположили, что, возможно, речь идет об улице Рогачевского, которая ведет в сторону Волковыска. Судя по этому, она вполне могла раньше так называться. Гости изъявили желание пройтись по ней, прочувствовать местный колорит. Потом за чашкой чая делились впечатлениями и эмоциями. Иностранцы остались очень довольны радушным приемом. Честно признались: не ожидали такого внимания к ним, обычным путешественникам. А когда Наталия Гончаревич, прощаясь, подарила горсть индурской земли в холщовом мешочке, Дэвид и его дочь были растроганы до слез. 
 
Далее австралийцы отправились в путешествие по другим местам Беларуси. На следующий день гуляли по Гродно, потом в планах значились Мир, Несвиж, Новогрудок. Вчера Дэвид и его семья улетели на родину. Но просили выслать им статью и видеосюжет, который снимал наш оператор.